вторник, 8 ноября 2011 г.

Космическая музыка из раскладушки

Творческий путь Жана-Мишеля Жарра четко делится на три периода.
Средний период это то самое золотое двадцатилетие амбиента – Брайан Ино, Клаус Шульц, Тенджерин Дрим... И Жарр занимает в этом списке безусловно первое место. Его "Oxуgen" в 76-м году и "Zoolook" в 84-м задали направление в развитии стиля амбиент.
Золотой период закончился в 93-м альбомом "Chronologie". После него было четырехлетнее затишье и как итог альбом "Oxуgen 7-13" – последний настоящий альбом классического Жарра.
Конечно, и в новом тысячелетии Жарр продолжает писать что-то. Его милленниумный концерт у египетских пирамид, когда вдруг ожили древние боги, а мероприятие посетили миллионы людей безусловно знаковый. А потом...
Я не понимаю того, что Жарр делает сейчас. Резкий крен в клубно-танцевальную музыку стал шоком для его давних почитателей, а новых он этой музыкой вряд ли приобрел. Ну да наверное ему самому нравится что он делает, а в творчестве главное не оглядываться на чужое мнение. И, справедливости ради надо сказать, что сам он свою музыку "космической" и не считает, и названия у его композиций вполне земные, хоть и порой технологичные.
Я  долгое время думал, что творчество Жана-Мишеля Жарра начинается с 76-го года и альбома "Oxуgen". Но оказалось был еще и другой, ранний Жарр, который отличается от того, что он делал позднее. Для примера можно послушать саундтрек к фильму "Горящие фермы" ("Les Granges Brulees"), датированный 1973 годом.
Но сегодня в качестве "песни дня" я хотел бы предложить одну из самых ранних композиций Жарра с фривольным названием "Eros Machine" (1969). Это безусловно электронная музыка, хотя ни один синтезатор при ее создании не пострадал. Я думаю их (синтезаторов) у Жарра тогда просто не было в таком количестве как десятью годами позже. Но, как показывает эта композиция, если нет инструмента, то сгодится и пружина от раскладушки.



PS: Этот запоминающийся пружинный рифф Жарр 20 лет спустя встроил в свою композицию "Chronologie II", но там он звучит уже не фривольно, а величественно в паре с органом. Но это уже совсем другая история...

Похожие статьи:

Последний из амбиента 

Кто сказал что рояль не ударный инструмент?